?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дочитала роман Евгения Водолазкина «Лавр». Действительно, появление этого романа -- событие для отечественной словесности.
До него наша литература со второй половины ХХ века и до сего времени развивалась внутри самой себя, словно без оглядки на мировую. Как прервались после Серебряного века попытки поймать европейскую -- и шире -- нить развития (а вернее, множественные нити) , так больше не возобновлялась. В поэзии все получилось иначе, но я сейчас о прозе. Если точнее, об эпических жанрах.
В интернете сразу нашла, что Водолазкина сравнивают у Умберто Эко: любовь к словесному познанию мира, к филологическому существованию в тексте присуща и одному, и другому. Вспоминается не только «Баудолино», хотя само Средневековье, сплетенное прихотливым узором путешествия, -- несомненная отсылка к этому роману. Слышны и отзвуки «Имени розы» -- описание монастырского жительства, мотив искушения и сам образ девушки, которую герой навсегда теряет.
Можно найти переклички еще с одним знаковым романом ХХ века – «Игрой в бисер». Мотивы пути, судьбы, филологической игры, пересечения времен роднят «Лавра» с романом Гессе.
Вообще сложное существование текста, наличие гипертекста и метатекста – это, конечно, постмодернизм. Это не просто языковая игра, это игра на всех уровнях, доступных литературе: перекличка пространств, образов, пересечение времен и постоянные отсылки к уже давно «переваренному» мировой культурой. «Такие вопросы, объявил старец, прошу решать по месту жительства» Это кто говорит, старец или булгаковский Коровьев? А глава про Франческу Флеккиа? Так писал Маркес. А медведь, который «никак не мог найти подходящей берлоги для сна, и это отравляло ему жизнь». Уж не голос ли это рассказчика у Платонова? Или Фома, который говорит Арсению: Возвращайся в Завеличье, где на будущей Комсомольской площади стоит монастырь Иоанна Предтечи». Это не коллаж, это словно проявляющиеся «переводные» картинки, слои археологические. Один, другой, третий. Сквозь один просвечивает другой, и они сосуществуют, хотя живет-то герой в одном времени.
Если искать переклички с русским искусством, то жития и иконопись – это то, что на поверхности. Агиография признает жесткий канон, и он тут соблюден: рождение святого, жизнь праведная с искуплением греха, чудеса при жизни, чудеса после смерти. Даже бесстрастность повествования, «невлюбленность» в героя – из отстраненной агиографической манеры, плоскостного изображения святых в русской иконописи. Канон, конечно, не без постмодернистского нарушения, особенно когда мы читаем о завещании Арсения-Лавра. Я бы сказала, что отсылки есть и к фильму-житию «Андрей Рублев» Тарковского: это и путешествие героя, и обет молчания. Есть и аллюзии на «Житие Сергия Радонежского» Бориса Зайцева, и даже с детски- простонародным языком Шергина можно найти сходство.
Но бросается в глаза и то, чего в этом романе нет. В нем нет отголосков великих романов Достоевского, Толстого, нет Гоголя – всех этих его «стыдно» и «страшно», нет и трагедий ХХ века. В нем нет трагедии страны и народа, нет искалеченной души человека Нового времени. Я бы сказала, что наконец-то этого всего нет, да не прозвучат мои слова кощунственно. У меня такое впечатление, что мы устали от самих себя и от груза истории и культуры, который приходится нести. И отрадно, что появился роман, который лишен наших бесконечных и бездонных вопросов «кто виноват?», «что делать?», «за что?» и т.д. Роман, который очищает человека от эпохи гуманизма, начиная с Возрождения, роман, лишенный призывов, ненависти, сиюминутных страстей, обличений и оправданий. Он вообще не об этом, не о человеческой истории.
О чем же роман «Лавр»? Как в любом настоящем произведении искусства, каждый найдет в нем свое, как в воде из колодца в сказке Сент-Экзюпери. Для одних он о судьбе, которая ведет человека, для других – о поиске себя и Бога, для третьих – о времени, которое нелинейно, и потому роман назван «неисторическим».
Для меня он о нас, какими мы стали. Есть там герой, который мне очень симпатичен. Это юродивый Фома с его абсолютным знанием будущего и потрясающим чувством юмора. «Так ведь русский человек, -- говорит он, -- он не только благочестив. Докладываю вам на всякий случай, что еще он бессмыслен и беспощаден ( он же «русский бунт» --И.), и всякое дело может у него запросто обернуться смертным грехом». Люди там ждут конца света, Апокалипсиса, как дождя или грибов по осени. Посадник из Пскова даже говорит, опираясь на свой опыт, что на Руси «признаки конца света будут самыми очевидными»: намек на то, что у нас случилось после 17-го года. И эта ироничная фраза перекликается с финалом романа: ни немец со знаковым именем Зигфрид, ни мы сами не понимаем ничего в нашей жизни. Как акт самосознания это довольно многообещающе звучит.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
nosimplex
Aug. 2nd, 2016 03:18 am (UTC)
Хорошо! Профессионально и с душой написано. Я думаю, Водолазкин бы сам с удовольствием прочитал это и,думаю, удивился бы, тому, что там, оказывается, есть :) И чего нет, эта часть мне особенно понравилась.

Edited at 2016-08-02 03:24 am (UTC)
terra_ira
Aug. 2nd, 2016 06:46 am (UTC)
Благодорю Вас, мне очень приятны такие слова. Наверное, можно было б опубликовать где-нибудь, но не знаю, где.
nosimplex
Aug. 2nd, 2016 01:52 pm (UTC)
Мне кажется, что лучше прочитать "Авиатора" и написать статью о творчестве Водолазкина. Вы пишете "...литература до Водолазкина", напечатать, может быть, в Правмире"?
terra_ira
Aug. 2nd, 2016 02:56 pm (UTC)
Я новую литературу читаю с трудом. Это мне надо собраться с силами, чтоб прочитать.
А я сейчас занята небольшой библиографией, поэтому мне немного не до того.
Но я подумаюю. Спасибо.
nosimplex
Aug. 3rd, 2016 07:54 pm (UTC)
Кстати, Водолазкин прочитает, где бы это не было напечатано. Я вспомнил случай. Случилось, что был с приятелем однажды в доме Ирины Архиповой. Ее родители показали нам альбом, где были ВСЕ рецензии на ее роли :)
terra_ira
Aug. 3rd, 2016 09:03 pm (UTC)
Не факт. Он ведет активную научную работу в ИРЛИ, скорее всего, у него нет времени еще и интернет мониторить.
Но это и не так важно, не такая уж интнресная заметка. Честно говоря, если б я писала действительно хорошо, довно бы была критиком. Но я весьма средне пишу. И часто несколько предвзято.
Ладно, оставим эту тему, если можно.
Что нового Вы последнее время послушали из музыки? Я на отдыхе, с удовольствием бы послушала что-нибудь интересное.
nosimplex
Aug. 3rd, 2016 09:54 pm (UTC)
Ну, что для меня новое, для Вас старое. При моих обстоятельствах я музыкой не избалован, слишком жизнь была насыщена другим. Слушал мою любимую 3-ю симфонию Брамса в трактовке Riccardo Gewandhausorchester, не знаю, как по русски звучит фамилия, поздние квартеты Бетховена, концерт Ю.Лежневой...
У меня много чего есть, много закачал музыки эпохи Ренессанса, очень нравится. У вас, наверное, плеер, если хотите, зброшу чего-нибудь на сервер.
terra_ira
Aug. 4th, 2016 06:29 am (UTC)
О, 3-ю Брамса я бы с удовольствием послушала.
Да и квартеты.
Если можно Брамса выложите где-нибудь, я скачаю. Буду очень признательна.
nosimplex
Aug. 4th, 2016 02:42 pm (UTC)
Lossless или МП3?
terra_ira
Aug. 4th, 2016 03:13 pm (UTC)
Лучше mp3, я сейчас за границей, тут у меня только примитивный плеер.
Спасибо большое!
nosimplex
Aug. 4th, 2016 03:48 pm (UTC)
Посмотрите на ФБ. Извините за "зброшу", не знаю, как получилось, часто спешу, да и пишу на латинской клавиатуре, плохо стал писать по русски. Поправляйте, пожалуйста, если что-то существенное.
nosimplex
Aug. 2nd, 2016 03:17 pm (UTC)
Это не новая литература, я бы сказал. О Соловках и о многом другом. Так, к слову. А опубликовать рецензию надо.
terra_ira
Aug. 2nd, 2016 03:30 pm (UTC)
Я имею в виду новая по стилистике.
( 13 comments — Leave a comment )