?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у akor168 в об опросах и советском образовании
Последние дни по блогосфере ходят видео-ролики опросов жителей российских городов вида - продолжи строчку из стихотворения. С комментариями и разоблачениями.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что абсолютно все комментаторы сих видео отмечают симпатичность и доброжелательность опрашиваемых. Это на самом деле интересная отдельная тема.

Но мне хотелось бы в связи с этим поговорить вот на какую тему. Уходит такой культурный феномен как всеобщее советское образование. Именно ВСЕОБЩЕЕ. Реально всеобщее. То есть институт, целью которого служит построение ЕДИНОЙ культурной базы. На эту единую базу можно опираться дальше при любом случайном общении двух индивидов, закончивших 8 классов общеобразовательной советской школы. На этой базе возможны шутки, которые скорее всего поймут все или большинство. Общие мемы, общие анекдоты. Так вот, нетривиальность(не ценность, а нетривиальность) подобного института становится очевидным лишь при его распаде. Вдруг выясняется, что общая база резко-резко скукожилась. У каждого свои интересы. Свой персональный Париж и Урюпинск. Коммуникация в этом смысле возвращается на свой естественный уровень, который проходит не по 8-му, а где то по 4-му классу. Не больше. И подчеркиваю - это нормальный уровень. То же, что было в СССР, было, как сейчас становится понятным, аномальным, и для поддержания чего-то подобного требуются титанические усилия. Говоря откровенно, даже не совсем до конца понятно, зачем это делало руководство СССР. Но факт-фактом, что советское образование это был уникальный эксперимент, который не факт, что вообще когда-либо повторится. Точнее я уверен, что уже никогда и не повторится. И это не хорошо, и не плохо. А так просто получилось.

Так вот возвращаясь к тем опросам. Они собственно и демонстрируют, что больше никаких образовательных универсалий нет, а тем более странно спрашивать у людей универсалий предыдущей, как получается, аномальной эпохи.

У Иванова-Петрова, кстати, был как-то разговор на близкую тему про то, что такое образованный человек. И там как раз обсуждалось, что все базируется именно на этом общем культурном ядре, в рамках которого два образованных человека могут вести легкую коммуникацию. Так вот, в СССР старались растянуть это ядро, а сейчас перестали, и это ядро скукожилось до нормального состояния. И это естественно. Но вообще, советское образование заслуживает своего исследователя именно как яркий и нетривиальный феномен. Утраченный. И это, повторюсь, не хорошо и не плохо. А просто естественно.

Update: Чтобы было более понятно. Попробуйте просто набросать подобные вопросы-опросы для жителей США, Англии, Франции, Германии. Знания каких литературных строчек по вашему можно будет ожидать от них. "To be or not to be" разве что приходит в голову. И это для англичан, а про французов с немцами мне что-то ничего даже и не придумывается.