?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По дневникам Густава Шпета и Михаила Пришвина
http://magazines.russ.ru/voplit/2009/4/shch17.html
Фрагмент:
Тема “смерти автора”, контурно схваченная в “Записной книжке” 1920-х годов, перекликается со статьей “Сознание и его собственник” и тремя выпусками “Эстетических фрагментов”. Однако если опубликованные тексты посвящены проблематизации собственнических представлений о “я”, о социальной природе “я” и его языковой обусловленности и структурности, то фраза о “смерти автора” - еще один шаг в сторону структуралистской тематики. Здесь уже Шпет переходит границы проблематизации, он говорит изнутри того исследовательского поля, где “я” структурируется через письмо.

Ход мысли Шпета можно интерпретировать следующим образом. Пока автор пишет ни для кого, он только в пространстве этой ничейности и остается автором, он записывает свою живую речь, полную субъективных, ему одному присущих стилевых, грамматических, речевых, графических неточностей, нюансов, средств экспрессивной выразительности. Он не создает текст, но пишет “себя” с помощью слов. И когда наступает физическая смерть автора, не опубликованные им самим при жизни заметки делают бессмертным его, то есть сохраняют присутствие его как субъекта в “сфере разговора”, позволяют читателям судить о нем самом, об элементах его субъективности, его личности, его поворотах мысли, его стиле и присущем ему способе выражения. Как только автор желает сделать свои заметки достоянием читателя, ситуация кардинально меняется. Готовя к публикации свои записи, он осознает конечность своего бытия, он пытается завершить запись, остановить ее и оформить в текст, тем самым умерщвляя себя как субъекта “живой” речи. Он умирает для себя не только потому, что останавливает запись, но и потому, что слова, с помощью которых он записывал себя, в процессе остановки и “оформливания” (термин Шпета) как выражения для другого требуют соблюдения социальных правил письма. Автор уже ведет свой дневник или пишет записки не ради прямого воздействия на себя или на действительность, но ради самого рассказа, предназначенного для той или иной сферы разговора. И тогда с нами говорит уже не автор, а “язык как таковой”, то есть письмо как “изначально обезличенная деятельность”[14]. Публикация дневниковых заметок самим автором делает их уже не способом существования, а жанром литературы и подлежит литературоведческому анализу.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
nosimplex
Jun. 4th, 2017 01:21 am (UTC)
Хорошо сказано. Это напрямую относится к моим заметкам. И уже не напрямую, а косвенно к факту, что никакая система не может познать саму себя. Математически это мне не удалось доказать, - было просто на полях, а на поля времени не было.
terra_ira
Jun. 4th, 2017 05:17 am (UTC)
"Заметки" еще не читала. Но скачала и помню, что надо прочесть)))
Пока все работа меня достает(
nosimplex
Jun. 4th, 2017 01:55 pm (UTC)
Ну хоть знаю, что вы ещё не читали, а то думал, что настолько всё не интересно, что и комментировать нечего :)
terra_ira
Jun. 4th, 2017 02:29 pm (UTC)
Пока у меня на работе "горячий цех". Экзамены, Выпускной...
В марте-мае были защиты проектов, подготовка и выпуск спектакля, общее проведений Последнего Звонка и уроки, уроки...
Уходила на работу в 7 утра, возвращалась в 8 вечера.
И вот только-только с 1 июня стало немного легче.

Я прочту обязательно!!!
Но сейчас мозг переваривает только детективы 30 мин. перед сном -- и все((
nosimplex
Jun. 6th, 2017 05:46 pm (UTC)
Ой, даже как-то неудобно стало...Спасибо за комментарии! Я уже забыл, что именно сейчас в школе такое время. Ну и нагрузка у вас, ужас. Сопереживаю :)
terra_ira
Jun. 6th, 2017 06:59 pm (UTC)
Не переживайте))
Очень может быть, что на этом вся моя работа закончится. У нас опять меняется руководство, на этот раз приходит человек со стороны, и все, думаю, будет весьма печально.
( 6 comments — Leave a comment )